28 мая . 8 «А»,8»Б».
Лицейский экспресс (КРУЖОК)
Макетирование и верстка. Задание
параметров страницы.
Теория.
С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки
переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.
Как устроена полоса.
Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:
– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;
– колонки и межколонники.
Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля
обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки
газеты применяют сплошной разворот без средников.
Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в
редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.
В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависимости от
конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вертикали и
относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брусковой),
если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой),
когда колонки различной высоты образуют формы «флажков», «сапожков» и т. п.
Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая
гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в
наших газетах. Ее преимущество — в геометрической простоте, а, следовательно, и
в большей доступности, удобочитаемости.
При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых горизонтально
расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при
постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В
чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих
повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции.
В силу необходимости, когда на полосе надо разместить два крупных материала,
газетчики прибегают к чисто горизонтальным или чисто вертикальным композициям.
В других же случаях они предпочитают так строить полосы, чтобы широким,
многоколонным конфигурациям противопоставить узкие и получить горизонтальную
верстку с вертикальными пересечениями или, если преобладают узкие
конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные
противопоставления такого рода создают на полосе живые, динамичные композиции.
Симметричную верстку образует такое расположение текстов, заголовков,
иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно
уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам
вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой
половиной. Симметричная верстка по-своему красива, как красивы многие
окружающие нас предметы, созданные по законам симметрии. Не случайно
симметричные композиции мы встречаем в праздничных номерах, на тематических, заранее
спланированных полосах. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и
отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.
И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Она
больше соответствует многотемной и многожанровой природе газеты, требованиям
разграничения в ней главного и второстепенного, материалов на внутреннюю и
международную тематику и т. п. Она и экономичнее во времени, так как избавляет
от скрупулезных расчетов площадей и объемов, от подгонки каждого материала под
определенный размер. Хотя в симметрично сверстанной полосе есть
привлекательность уравновешенности всех ее частей, но это точно рассчитанное
равновесие воспринимается как искусственная конструкция, тогда как в
асимметрии связи и отношения между частями выглядят естественными и поэтому
более выразительными. Элемент контрастного оживления вносят даже небольшие
отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как
правило, верстка, построенная на контрастах.
Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты
широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, лежащие в основе
верстки с пересечениями.
Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы больших и
средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций,
контраст большого и малого, дает возможность оживить и разнообразить верстку.
В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газете
мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с
красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пятна» заголовков и
иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстрочные просветы, серое — тексты,
набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон
газетной страницы, на котором контрастно выделяются заголовки, изобразительные
элементы, украшения, линейки. Чтобы усилить этот контраст, газетчики обычно
прибегают к титульным шрифтам жирного и полужирного начертания. Сила цветового
контраста не только в его выразительности, но и в акценте: насыщенные по тону
заголовки скорее обратят на себя внимание читателя и сориентируют его в содержании
газеты.
В газете всегда надо что-то объединить, связать в блок, в подборку. Средства
разграничения и объединения должны быть четкими и не вызывать у читателя
никаких затруднений. Традиционно таким средством служили и служат линейки.
Цветовые и размерные контрасты — эффективное средство в руках умелого
оформителя, позволяющее газете приобрести привлекательную для читателя
выразительность. Контрасты дают возможность наглядно выявить главное в
содержании издания и в то же время графически не обеднить все остальные его
части. Но чрезмерная контрастность может и нивелировать важное и
второстепенное, придать полосам пестрый, сенсационно-крикливый вид. Необходимо
чувство меры, особенно в многокрасочных номерах.
Вопросы:
1. Что
такое макетирование?
2. Что
такое верстка?
Комментарии
Отправить комментарий