24 апреля. 8 «А»,8»Б».

 Лицейский экспресс (КРУЖОК)

Заметки на тему дискуссионного характера

Сегодня мы будем работать над рассуждением дискуссионного характера. Эта работа трудна, но она и важна для нас, ведь такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре итоговой государственной аттестации по русскому языку. Поэтому сегодняшний урок станет для вас этапом в подготовке к будущим школьным экзаменам и не только. Этот урок может стать этапом экзаменам жизни, поскольку сегодня наш разговор о дружбе и о друзьях.

Дискуссия ― спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискутировать ― обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.

 

Да, всё верно. Рассуждение ― это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия). Рассуждение ― важный тип речи, содержащий доказательство, логическое мышление, убеждение, выводы. Хорошо научится использовать рассуждение, чтобы вступать в спор, дискуссию, полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которой не согласен, вести дискуссию, спокойный диалог.

 

Для четкости в процессе приведения аргументов желательно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, а также: по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом. Можно использовать союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

 

А теперь перейдём ближе к проблеме, на которую я предлагаю вам рассуждать в сочинении.

 

В нашем языке много разных слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает каждого из нас жизнь:

 

приятель,

 

одноклассник,

 

друг,

 

знакомый,

 

сослуживец,

 

товарищ.

 

Попробуем разобраться, какой смысл мы вкладываем в эти слова, всегда ли понимаем, что значат эти слова, и всегда ли одно и то же слово имеет одинаковое значение для разных людей.

 

1)    Определите значение этих слов: друг, знакомый, приятель, одноклассник, товарищ, сослуживец.

Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.

 

2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?

 

«Друга не нужно просить не о чём,

 

С ним не страшна беда.

 

Друг – это третье моё плечо,

 

Будет со мной всегда...»

 

Может быть, эти строчки и есть та мера, тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой?

 

Давайте вдумаемся в эти слова:

 

«Друга не нужно просить не о чём...». Почему?

 

Потому что он всегда понимает, что тебе нужна помощь ― по взгляду, по настроению, по голосу.

 

«Друг это третье мое плечо...» ― что это означает?

 

Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.

 

У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:

 

«Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,

 

Когда беда у тебя.

 

А друг плохой бежит, когда готова

 

Еда у тебя».

Определим, какие жанры можно использовать для написания сочинения-рассуждения.

 

1) «Письмо к другу».

 

Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи будем использовать? (Разговорный)

 

Каковы его стилистические особенности? (Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения)

 

2) «Статья в газету» или «Пост в блоге, в аккаунте»

 

Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.

 

3) Рассказ.

 

Стиль ― повествовательный.

 

4) Дискуссия с вымышленным собеседником.

 

Предполагает использование прямой речи.

 

Каких ошибок необходимо избегать при написании сочинения-рассуждения?

 

― не должна быть нарушена структура рассуждения: тезис (кратко сформулированная основная мысль, мнение) – аргумент (доказательство, подтверждающее правильность этого мнения) – вывод. Если заявлено два тезиса, то оба необходимо раскрыть, аргументировать и сделать вывод.

 

― факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

 

― между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь

 

― стиль: если употребляем «во-первых» (либо «с одной стороны») то должно быть и «во-вторых» (либо «с другой стороны»).

 

Кроме того, в сочинении–рассуждении не обойтись без использования специальных таких «словесных формул», как:

 

― я тоже думаю, что…

 

― я согласен с тем, что …

 

― обычно говорят…

 

― многие думают (многие уверены)…

 

― могу сказать…

 

― нетрудно заметить…

 

 

Задание: сформулировать тему своего будущего сочинения-рассуждения.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога