24 апреля. 8 «А»,8»Б».
Лицейский
экспресс (КРУЖОК)
Заметки
на тему дискуссионного характера
Сегодня
мы будем работать над рассуждением дискуссионного характера. Эта работа трудна,
но она и важна для нас, ведь такие сочинения есть и в блоке тем по литературе,
и в структуре итоговой государственной аттестации по русскому языку. Поэтому
сегодняшний урок станет для вас этапом в подготовке к будущим школьным
экзаменам и не только. Этот урок может стать этапом экзаменам жизни, поскольку
сегодня наш разговор о дружбе и о друзьях.
Дискуссия ―
спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Дискутировать
― обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.
Да,
всё верно. Рассуждение ― это словесное изложение, разъяснение, подтверждение
какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более
сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами
бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих
отвлечённые понятия). Рассуждение ― важный тип речи, содержащий доказательство,
логическое мышление, убеждение, выводы. Хорошо научится использовать
рассуждение, чтобы вступать в спор, дискуссию, полемику; уметь опровергнуть
точку зрения оппонента, с которой не согласен, вести дискуссию, спокойный
диалог.
Для
четкости в процессе приведения аргументов желательно использовать вводные
слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, а также: по-моему, наконец, итак,
следовательно, таким образом. Можно использовать союзы: однако, хотя, несмотря
на, потому что, так как.
А
теперь перейдём ближе к проблеме, на которую я предлагаю вам рассуждать в
сочинении.
В
нашем языке много разных слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает
каждого из нас жизнь:
приятель,
одноклассник,
друг,
знакомый,
сослуживец,
товарищ.
Попробуем
разобраться, какой смысл мы вкладываем в эти слова, всегда ли понимаем, что
значат эти слова, и всегда ли одно и то же слово имеет одинаковое значение для
разных людей.
1) Определите
значение этих слов: друг, знакомый, приятель, одноклассник, товарищ,
сослуживец.
Понятие друг вмещает в
себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и
является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным
критериям.
2. Кто такой друг? Кого
мы можем назвать другом?
«Друга не нужно просить
не о чём,
С ним не страшна беда.
Друг – это третье моё
плечо,
Будет со мной всегда...»
Может быть, эти строчки и
есть та мера, тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с
тобой?
Давайте вдумаемся в эти
слова:
«Друга не нужно просить
не о чём...». Почему?
Потому что он всегда
понимает, что тебе нужна помощь ― по взгляду, по настроению, по голосу.
«Друг это третье мое
плечо...» ― что это означает?
Плечо – это опора,
поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо,
т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих
проблем.
У Омара Хайяма,
восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть
удивительные строки:
«Хороший друг бежит, не
дожидаясь зова,
Когда беда у тебя.
А друг плохой бежит,
когда готова
Еда у тебя».
Определим, какие жанры
можно использовать для написания сочинения-рассуждения.
1) «Письмо к другу».
Если выбираем этот жанр,
то какой стиль речи будем использовать? (Разговорный)
Каковы его стилистические
особенности? (Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица,
допустимы просторечные выражения)
2) «Статья в газету» или
«Пост в блоге, в аккаунте»
Стиль – публицистический.
Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные,
безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными
конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных
предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.
3) Рассказ.
Стиль ―
повествовательный.
4) Дискуссия с
вымышленным собеседником.
Предполагает
использование прямой речи.
Каких ошибок необходимо
избегать при написании сочинения-рассуждения?
― не должна быть нарушена
структура рассуждения: тезис (кратко сформулированная основная мысль, мнение) –
аргумент (доказательство, подтверждающее правильность этого мнения) – вывод.
Если заявлено два тезиса, то оба необходимо раскрыть, аргументировать и сделать
вывод.
― факты должны быть
убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.
― между тезисом и
аргументом должна быть логическая и грамматическая связь
― стиль: если употребляем
«во-первых» (либо «с одной стороны») то должно быть и «во-вторых» (либо «с
другой стороны»).
Кроме того, в
сочинении–рассуждении не обойтись без использования специальных таких
«словесных формул», как:
― я тоже думаю, что…
― я согласен с тем, что …
― обычно говорят…
― многие думают (многие
уверены)…
― могу сказать…
― нетрудно заметить…
Задание: сформулировать тему своего будущего
сочинения-рассуждения.
Комментарии
Отправить комментарий